ОПИСАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АГЕНТА

╚ГОСУДАРСТВО╩

 

 

Функции экономического агента ╚государство╩

q      перераспределение доходов посредством сбора налогов и платежей с экономических агентов и выплат экономическим агентам из государственного бюджета;

q      регулирование денежных потоков посредством выпуска облигаций государственного займа;

q      регулирование рынка облигаций посредством установления темпа роста стоимости облигаций (процента по облигациям) и надбавки к рыночной цене при погашении облигаций для кредитования производственных инвестиций;

q      финансирование программ государственных расходов из государственного бюджета;

q      внешние и внутренние заимствования для финансирования дефицита государственного бюджета;

q      финансирование обслуживания внешнего долга из государственного бюджета;

q      регулирование эмиссии денег, т.е. выпуск в обращение новых денег.

 

Деятельность государства рассматривается на том конечном интервале времени , на который оно ее планирует. Этот интервал времени назовем плановый период или горизонт планирования. Горизонт планирования государства совпадает с горизонтом планирования других экономических агентов.

 

 

 

Условия деятельности экономического агента ╚государство╩

 

Экономический агент ╚государство╩ участвует в следующих взаимодействиях:

 

 

q       с экономическим агентом ╚производители╩ на рынке продукта, предъявляя спрос на потребительский продукт и на продукт государственного экспорта;

 

Ø      расходы на государственное потребление составляют долю валового внутреннего продукта , поэтому спрос государства на рынке продукта выражаются как (доля считается постоянной);

 

Ø      государство экспортирует долю общего объема производства ;

 

 

q       с другими экономическим агентами на рынке продукта, предлагая импортный продукт, купленный на внешнем рынке на выручку от экспорта;

 

Ø      количество импортированного государством продукта обозначается ;

 

 

q       с экономическим агентом ╚производители╩ , получая от него налоговые платежи в виде трансфертов;

 

Ø      налоговые платежи производителей составляют долю ВВП, поэтому трансферт от производителей государству выражается как ;

 

 

q       с экономическим агентом ╚Центральный банк╩ получая от него прибыль от переоценки золотовалютных резервов;

 

Ø      прибыль Центрального банка (ЦБ) обозначается , поэтому трансферт от ЦБ государству выражается как ;

 

 

q       с экономическим агентом ╚Центральный банк╩ , получая от него беспроцентный заем для финансирования государственного бюджета;

 

Ø      трансферт от Центрального банка государству равен приросту внутреннего государственного долга, который обозначается ;

 

 

q       с экономическим агентом ╚коммерческие банки╩ на рынке облигаций, продавая и покупая облигации по установленной цене , которая растет с установленным темпом ;

 

Ø      разность затрат на покупку и выручки от продажи облигаций коммерческими банками равна ,

 

 

q       с экономическим агентом ╚коммерческие банки╩ , покупая облигации под кредитование производственных инвестиций по цене выше установленной рыночной цены ;

 

Ø      расходы государства на покупку облигаций под кредитование производственных инвестиций обозначаются ;

 

 

q       с экономическим агентом ╚население╩ , выплачивая из государственного бюджета заработную плату работникам бюджетной сферы, денежное довольствие военнослужащим, пенсии, стипендии и другие социальные пособия

 

Ø      выплаты населению из государственного бюджета характеризуются долей в валовом внутреннем продукте, поэтому трансферт от государства населению выражается как , доля считается постоянной.

 

 

q       с внешними агентами, делая новые займы и финансируя обслуживание прежних займов;

 

Ø      поступления в государственный бюджет от новых внешних займов выражаются как , где обозначает внутренний курс иностранной валюты, а обозначает величину займа в иностранной валюте;

 

Ø      затраты государственного бюджета на обслуживание прежних внешних займов выражаются как , где обозначает внутренний курс иностранной валюты, а обозначает выплаты по прежним внешним займам в иностранной валюте;

 

 

q       с внешними агентами, экспортируя долю объема производства и импортируя на выручку от экспорта продукт на внутренний рынок ;

 

Ø      выручка от государственного экспорта в иностранной валюте выражается как , где обозначает цену экспорта на внешнем рынке;

 

Ø      количество импортируемого государством продукта определяется из условия и равно ;

 

Ø      доходы государственного бюджета от экспортных и импортных операций выражаются как или как ;

 

 

q       программа государственных расходов состоит из расходов на государственное потребление и выплат населению из государственного бюджета, поэтому она выражается как , где .

 

 

 

Описания взаимодействий конкретизируют вид уравнения   финансового баланса государства

 

 

Оно определяет изменение внутреннего государственного долга в зависимости от доходов и расходов государственного бюджета.

 

 

 

 

Поведение экономического агента ╚государство╩

 

 

В модели поведением экономического агента ╚государство╩ описывается деятельность государственной администрации, которая финансируется министерством финансов. Государственная администрация устроена по принципу иерархической подчиненности, поэтому нельзя считать, что экономический агент ╚государство╩ представляет собой макроструктуру, которая отражает результаты совместной деятельности множества независимых однотипных субъектов экономики. Для описания поведения государства гипотеза о рациональности поведения не годится. Его не удается описать решением задачи на максимум удовлетворения экономического интереса, как поведение производителей, населения или коммерческих банков. Поведение государства задается сценарием.

 

v     Сценарием задается описание регулирования государством выпуска в обращение новых денег √ эмиссии денег Новые деньги выпускаются в обращение Центральным банком под покупку облигаций, которые продают коммерческие банки, чтобы кредитовать производственные инвестиции. Поэтому эмиссия денег выражается как

 

.

 

v     Сценарием задается государственная политика внешних займов. Оценивая потенциальные возможности роста экономики, следует принять оптимистический вариант выплаты прежних займов за счет получения новых. Это выражается равенством

 

.

 

v     Сценарием задается набор параметров, описывающих воздействие государства на эволюцию экономики. К ним относятся

 

        доля налогов в валовом внутреннем продукте,

        доля выплат населению в ВВП ,

        доля государственного экспорта в объеме производства ,

        темп роста цены облигаций государственного займа ,

        надбавка к рыночной цене облигаций .