3.6. Взаимодополняющие товары

Продукты называются взаимодополняющими, если один невозможно использовать при отсутствии другого, как, например, зубную пасту и зубную щетку. Если щетки хватает на то, чтобы почистить зубы, скажем, 900 раз, а тюбика пасты хватает на то, чтобы 30 раз почистить зубы, то в среднем потребители всегда будут покупать тюбики и щетки в пропорции 30:1, а полезность набора из n тюбиков и m щеток будет независимо от потребления других товаров определяться дефицитной компонентой набора, т.е. минимальной из величин m, n/30. Это и означает, что тюбики и щетки образуют интегрируемую группу с индексом продукта

F (m, n) = Min (m, n/30)

Взаимодополняющими являются следующие товары: видеомагнитофоны и видеокассеты; автомобили, запчасти и горюче-смазочные материалы; принтеры, картриджи и бумага; фотоаппараты, фотопленка и фотобумага; швейные машинки, ткани, нитки, пуговицы; стройматериалы и рабочая сила. Чем дешевле товар, тем в большем объеме будет потреблен и он сам (разливное пиво, например), и его дополняющие компоненты (вобла, плавленый сыр). Влияние цен и объемов потребления других товаров на эти пропорции менее существенно. Это условие выбора номенклатуры продуктов называют условием отделимости.

См. также Отделимые группы

Далее 3.7. Взаимозаменяемые товары