1.4. Структура потребительского спроса и теория полезности

В случае исчисления индексов типа индекса Ласпейреса и Пааша, учитывающих всю совокупность товаров, возникает еще одна трудность. Номенклатура конечных продуктов содержит десятки, а то и сотни миллионов наименований. Естественно, что всю эту огромную номенклатуру нельзя охватить в одном расчете. Приходится разбивать товары на группы, исчислять индексы цен для отдельных групп, потом сводить их в более крупные группы и т.д., пока не получится общий индекс цен. Разбиение на группы проводится "на глазок" и вносит свою долю субъективизма в окончательное значение индекса.

Вот уже более ста лет экономисты ищут способ избавиться от подобного субъективизма. Однако задача оказалась очень сложной как с содержательной, так и с математической точки зрения. Предпочтения потребителей нельзя измерить непосредственно - можно наблюдать лишь результат потребительского выбора: фактические покупки. Заранее нельзя быть уверенным, что потребители вели себя рационально, т.е. систематически выбирали из доступных им наборов благ набор в каком-то определенном смысле наилучший.Учет структуры потребительского спроса возможен в рамках теории полезности А. Маршалла и В. Парето, где под экономическим индексом понимается функция полезности, позволяющая сагрегировать исходную информацию в обобщенный показатель. Если функция полезности выступает в качестве индекса продукта (обобщенное количество покупок), то двойственная к ней функция агрегированной цены выступает как индекс цены.

Далее 2. Параметрический метод построения функции полезности