1.3. Методики, основанные на выборе потребительской корзины

Как, например, обычно вычисляется индекс цен, показывающий, во сколько раз выросли цены за некоторый период времени? Выбирается "потребительская корзина", то есть некоторый характерный набор продуктов, и в качестве индекса цен берется отношение стоимости этой корзины в конце периода к ее стоимости в начале периода. Выбор "корзины", разумеется, неоднозначен:

  1. Часто в качестве корзины берут всю совокупность продуктов, купленных конечными потребителями в начале рассматриваемого периода (индекс Ласпейреса)

  2. Реже - продукты, купленные в конце периода (индекс Пааша).

  3. Иногда используется комбинация совокупностей продуктов, купленных в начале и конце периода (индекс Фишера).

Существуют разные способы формирования потребительской корзины. Наиболее употребительные:

  1. В качестве корзины берется физиологический минимум продуктов и услуг.

  2. Берется среднее потребление на душу населения.

И каждый раз будут получаться разные величины индекса цен. Ясно, что в рамках этой схемы нельзя избежать произвола в выборе "потребительской корзины" и учесть естественные отношения взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Особые трудности возникают при формировании потребительской корзины в России.

Далее 1.4. Структура потребительского спроса и теория полезности