Трудности формирования потребительской корзины в России

Традиционные методы сбора и обработки экономической статистики, нацеленные на решение задач централизованного планирования и распределения в СССР, не могли более служить объективными измерителями условий жизни населения страны. Возникла необходимость в новых методах анализа уровня и структуры потребления. Однако простое копирование методик, сложившихся в статистических службах развитых капиталистических стран и применяемое в службах Госкомстата, не может далее быть приемлемым в условиях нестабильной структуры производства и потребления, низкой дисциплины отношений экономических агентов друг с другом и с государственными органами, а также резкой социальной дифференциации. Анализ этой методики счисления общеупотребительных индексов показывает, что она базируется на сложившейся структуре производства и вполне корректна лишь при пропорциональном росте экономики. Если в хозяйстве идет структурная перестройка, традиционные индексы неадекватно отражают изменение ее состояния.

Западная методика исчисления экономических индексов основана на сопоставлении стоимости некоторой "потребительской корзины" в начале и конце рассматриваемого периода. Произвол в выборе корзины сказывается на качестве результатов измерений даже в условиях, близких к экономическому равновесию. А теперь представим, что нам хочется узнать, во сколько раз за некоторый период времени выросли потребительские цены в сегодняшней России. Понятно, что в условиях продолжающегося социального расслоения общества очень трудно выбрать единую для всего населения потребительскую корзину товаров и услуг. Оказывается, что надо учесть потребление круп и марочных вин, картофеля и услуг игорных домов, молочных продуктов и одежды высокой моды, вареной колбасы и спортивных тренажеров, хлеба и автомобилей, услуг прачечных и услуг иностранного туризма, услуг строительных фирм и платного медицинского обслуживания. Действительно, торговая статистика покупок продуктов питания в Москве[9] зафиксировала:

  1. С одной стороны, значительное увеличение потребления продуктов с относительно низкой пищевой ценностью (макароны, рожки, вермишель, лапша, рис, пшено, горох, булки, сушки, сухари, пряники, печенье, пельмени, сельдь соленая, растительное масло, сыр плавленый, водка), что показывает массовое снижение качества жизни значительной части населения.

  2. С другой стороны, одновременно становится большим по общему объему потребление дорогостоящих высококачественных продуктов и услуг другой частью населения (одежда в бутиках, евроремонт, ванны с гидромассажем, элитные коттеджи, зарубежный туризм, лечение в платных клиниках у лучших специалистов, платное обучение за рубежом, услуги связи и Интернет).

Если в виде потребительской корзины брать физиологический минимум (хлеб, молоко, мясо, масло и пр.), получим одни значения индекса цен и индекса потребления, а если рассматривать среднее потребление на душу населения (хлеб, крупы, видеокамеры, картофель, персональные компьютеры, масло подсолнечное, "джакузи", макароны, иномарки и пр.), получим другие значения. Результаты исчисления индекса цен будут зависеть от этого выбора. Если же рынок нестабилен или вообще находится в состоянии формирования, рассмотренные выше трудности становятся непреодолимыми. Необходимо развивать методы исчисления экономических индексов, гибко учитывающие изменение структуры потребления при изменении структуры цен.

Далее 1.4. Структура потребительского спроса и теория полезности