5.3. Граф связей интегрируемых групп для различных значений параметра отклонения от рационального поведения

1). При значении = 1, соответствующем стандартному непараметрическому методу, граф связей получился весьма неинтересным, малоинформативным. Этот граф представляет собой 10 не связанных между собой вершин, поскольку из 15 исследуемых групп товаров только 10 оказались интегрируемыми группами, для которых удалось рассчитать экономические индексы. Каждую из этих интегрируемых групп можно рассматривать теперь как некоторый агрегированный продукт со своей "усредненной" ценой и своим "усредненным" количеством продаж.
Из стандартизированных классов продуктов интегрируемым оказался только один класс 0 ( ВСЕ ПРОДУКТЫ ). Остальные пять классов продуктов не имеют экономических индексов (не интегрируются).
Приведенные вычисления не позволили выделить ни одного сегмента на этом рынке товаров и услуг: ни для какой пары интегрированных групп не удалось получить отношения отделимости.


Рис.2. Граф связей для случая = 1.



2). При = 1.0003
удается вычислить экономические индексы для 12 интегрированных групп. На графе связей это 12 вершин , расположенных на двух уровнях дерева экономических индексов. Однако при этом значении выделяется лишь 2 из 5 классов товаров (Бакалея I и Отопление IV), изначально выделенных в голландской статистике и соответствующих представлениям о сегментации потребительского рынка, укоренившихся в языке. Отношения отделимости связали между собой классы 0 (ВСЕ ПРОДУКТЫ) и IV (Отопление). Это означает, что когда мы рассматриваем всю группу продуктов, то вместо товаров, входящих в класс "Отопление", можно рассматривать один "усредненный" продукт "Отопление". Класс IV является отделимой интегрируемой группой и для групп 4, 6, 9.



Рис.3. Граф связей для случая = 1.0003


3). При = 1.001
выделяется 14 вершин, расположенных уже на пяти уровнях, причем среди соответствующих сегментов рынка содержатся все еще только два из пяти классов товаров, выделенных товароведами. Вложенность интегрируемых групп увеличивается. Вершина "Бакалея I" становится дочерней по отношению к вершинам 2 (Бакалея I плюс Сласти, Табак, На-питки II) и 8 (Бакалея I плюс Одежда III), а последние "захваты-ваются" вершиной 3 (Бакалея I плюс Сласти, Табак, Напитки II плюс Одежда III). Вершина 0 (ВСЕ ПРОДУКТЫ) теперь имеет 4 дочерних вершины (3, 5, 6 и 9). Связность графа увеличивается.



Рис.4. Граф связей для случая = 0.001


4). При =1.01 граф связей усложняется . Теперь у него единственный корень - группа 0. Появляется еще один узел - интегрируемый класс III Одежда, который становится дочерним по отношению к узлам 6 (Бакалея I + Одежда III + Отопление IV + Рента V) и 8 (Бакалея I + Одежда III)

.

Рис.5. Граф связей для случая = 1.01

Более подробно результаты использования обобщенного непараметрического метода для анализа сегментации голландского рынка потребительских товаров и услуг представлены в [18], [20].

Далее 6.1. Структура системы ИНДЕКС