Пробные численные эксперименты показали, что если в выражении (4.6) убрать ограничение на рост P0, то в плохо сбалансированной экономике накануне экологического кризиса это приводит к переходу новых фирм на "грязные" технологии, в результате чего начинает резко расти показатель загрязнения, и экономическая система не успевает справиться с экологическим кризисом или терпит крах в результате резких колебаний цены. К таким же печальным последствиям (экологический кризис или крах экономической системы), как показали численные эксперименты, может привести возможность снижения налога на вредные выбросы.

На Рис.4 представлены некоторые результаты численного эксперимента, в котором проверялся механизм формирования предельного уровня загрязнения. Допускалась возможность роста предельного уровня загрязнения P0, на который реагирует "государство", меняя ставку налога на загрязнение (4.4). Оказалось, что если начальные условия сбалансированы, то экономическая система не разрушается за период времени, для которого проводились расчеты, а вот если допустить небольшое смещение начального состояния от сбалансированного, то экономическая система не справляется с возникающими колебаниями и разрушается. Смещение от сбалансированного начала можно достичь меняя различные параметры. Различные примеры такого смещения, хотя и для другой модели, можно найти в Оленев Н.Н. (1991). Самый существенный структурный параметр в нашей модели - это параметр производственной функции αρ: чем больше αρ, тем меньше резервных мощностей имеют фирмы. Увеличим немного этот параметр по сравнению с базовым вариантом: положим αρ = 0.4 - и получим нужное смещение от сбалансированного начала.

Динамика показателей эколого-экономической модели при несбалансированном начале
Рис. 4. Динамика показателей эколого-экономической модели при несбалансированном начале

Если допускать рост предельного уровня загрязнения P0, то он может подскочить (см. Рис.4, а)). Это приводит к стабилизации на низком уровне предложения трудовых ресурсов (Рис.4, б)). Оно не растет из-за потерь рабочего времени вследствие вредных выбросов, несмотря на рост заработной платы. Нехватка трудовых ресурсов приводит к еще большему росту заработной платы, ставка которой, s, поднимается в два раза выше, чем в базовом варианте (см. Рис.4, д)). Фирмы, имеющие устарелые мощности, вынуждены их демонтировать и распродавать, чтобы обеспечить банковское ограничение на кредиты. Это в сочетании с колебаниями, вызванными несбалансированным началом, приводит к колебаниям доли демонтируемых мощностей в выпуске (рис.4, в)), к резким колебаниям темпа роста γ(Рис.4, г)) и процентов r1, r2 (см. Рис.4, е)). Результат этих колебаний - нерентабельность всех фирм (крах экономической системы) и крах банковской системы.

Итак, механизм регулирования, который допускает повышения предельного уровня загрязнения, не годится, поскольку он, даже при небольшом отклонении от сбалансированного роста экономики, приводит к разрушению экономики. При этом следует заметить, что введенные нашим механизмом ограничения (налог на вредные отходы может только подниматься, а предельный уровень загрязнения только падать) обеспечивают выживание окружающей среды. Однако, экономические параметры регулирования должны быть достаточно мягкими, чтобы выжила и экономическая система. Другими словами, если время терпит (экологические проблемы себя еще не проявили) необходимо вначале выйти на режим роста экономики, достаточно близкий к сбалансированному, а потом уже заниматься экологическими вопросами.