Более десяти лет в России продолжается экономический кризис. Причина его в нарушении согласованности действия механизмов регулирования производства, распределения и использования материальных благ. В результате производятся только те продукты, которые дают сиюминутную прибыль, и большая часть прибыли используется в интересах небольшой части населения. Вследствие этого ресурсы используются для потребления, а не для совершенствования и расширения производства. Простаивают работоспособные предприятия, квалифицированные специалисты вынуждены переходить в сферу торговли и услуг. Это снижает производительность труда, от которой зависит прирост богатства общества и уровень жизни населения. Мы "проедаем" наше национальное богатство - и природные ресурсы, и способность производить, унаследованную от прежних поколений. Поэтому страна становится все беднее и беднее, а большинство людей живет все хуже и хуже.
Выход из кризиса один - расширять производство, больше производить, чтобы жить лучше. Для этого надо возобновить производство на работоспособных предприятиях, модернизировать их, построить новые взамен устаревших, чтобы лучше использовать способности специалистов и повышать производительность труда, производить товары, которые улучшают качество жизни людей. В свою очередь, для этого надо воссоздать механизмы регулирования, которые стимулировали бы производство не только продуктов сегодняшнего потребления, но и продуктов, дающих возможность повысить уровень жизни в будущем. Эти продукты должны быть кем-то оплачены, и расходы на их оплату называются производственными инвестициями.
Итак, ключевой экономической проблемой в современной России является стимулирование производственных инвестиций. Есть два пути их осуществления:
Второй способ, который подробнее описан здесь, кажется на первый взгляд замысловатым. Однако он обеспечивает возможность направить инвестиции из тех отраслей, где высока прибыль сейчас (например, торговли) в те отрасли, где высокая прибыль будет получена в результате инвестиций (например, телекоммуникации). Поэтому в западной экономике абсолютное большинство эффективных инвестиционных проектов осуществляется частными инвесторами, причем основным источником инвестиций служат сбережения домашних хозяйств.
Сбережения населения могут превращаться в инвестиции либо непосредственно, путем покупки домашними хозяйствами ценных бумаг, выпущенных предприятиями (в первую очередь акций), либо посредством вкладов в банковские депозиты или страховые полисы. В первом случае возможный доход сберегателя выше, но он рискует неправильно оценить возможности предприятия. Во втором случае доход сберегателя ниже, но риск неудачи инвестиционного проекта берет на себя банк (страховая компания). В современной России фондовый и страховой рынки находятся по существу в зачаточном состоянии, поэтому ниже, говоря о сбережениях населения, мы будем иметь в виду только депозиты (вклады), за которые банки платят определенный процент. За счет собранных в виде депозитов средств населения банки выдают кредиты под процент более высокий, чем процент по депозитам. Это и дает возможность выплачивать процент по депозитам.
Сбережения населения России были практически полностью уничтожены скачком цен в 1992г. В результате население утратило доверие к банковской системе и стало гораздо меньше сберегать. На рис.1 показано, как с 1991г. по 1998г. изменялись процентные отношения всех рублевых депозитов и рублевых депозитов населения к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Чтобы привлечь сбережения населения, коммерческие банки должны устанавливать высокие проценты по депозитам (см. рис.2) и, соответственно, предоставлять кредиты под еще более высокие проценты. До сих пор банки кредитовали в основном торговых посредников, работающих на внешнем или на внутреннем рынке. Они могут платить высокие проценты за кредит, поскольку торгово-посредническая деятельность после реформы 1992г. приносила и продолжает приносить высокую монопольную прибыль из-за разницы внешних и внутренних цен, неразвитости нашей рыночной инфраструктуры и криминализации экономических отношений. До кризиса 1998г. высокие проценты могло выплачивать также и государство за счет организации "финансовой пирамиды" ГКО и нарушения своих обязательств по оплате госзаказа, выплате заработной платы и социальных пособий.
Для возобновления производственных инвестиций кредиты должны быть направлены в сферу производства, причем их общий объем должен быть существенно увеличен.. Но российские товаропроизводители не могут выплачивать высокие проценты за кредиты.