Наука-05
В. И. Бояринцев, д.ф.-м.н. Газета ╚Дуэль╩ от 21.06.05)
Наука... является коллективным творчеством и не может быть ничем иным;
она как монументальное сооружение, строить которое нужно на века
и где каждый должен принести камень,
а этот камень часто стоит ему целой жизни.
Следовательно, она да╦т нам чувство необходимой кооперации,
солидарности наших трудов с трудами наших современников,
наших предшественников и наших последователей.
Анри Пуанкаре
Наука прежде
В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) е╦ обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки.
О состоянии дел в науке 80-х годов можно получить представление из справочника ╚Страны мира╩ (М., ╚Политиздат╩, 1985):
-
численность научных работников в стране ≈ 1,5 млн. человек;
-
на научные исследования израсходовано 26 млрд. рублей (в пересч╦те на современные цены) ≈ 728 млрд. рублей;
-
в 1984 году зарегистрировано 15 крупных научных открытий в области ядерной физики, астрофизике, физике тв╦рдого тела, химии, геофизике, биологии и медицины;
-
в народном хозяйстве использовано более 23 тысяч изобретений, и около 4-х миллионов рационализаторских предложений;
-
зарплата молодого специалиста составляла 90-120 рублей в месяц, что в пересч╦те на современные цены составляет 5400-7200 рублей;
-
зарплата научного работника: кандидата наук ≈ 250-300 рублей (15 000-18 000 теперешних денег); доктора наук ≈ 300-400 рублей (18 000-24 000 рублей);
-
пенсия научного работника со стажем: кандидата наук ≈ 120 рублей (7 200 нынешних); доктора наук ≈ 160 рублей (9600 современных денег).
Вс╦ это позволяет рассматривать советское время как ╚золотой век науки╩.
Наука теперь
-
финансирование научных исследований уменьшилось в 10-15 раз (!) по сравнению с периодом ╚застоя╩, когда страна имела выдающиеся достижения в целом ряде областей науки;
-
с 1996 года, когда вступил в действие Федеральный закон ╚О науке╩, на финансирование этой отрасли должно было направляться не менее 4% государственного бюджета, однако это требование ни разу не выполнялось;
-
по доле финансирования науки из государственного бюджета российская наука находится на уровне Таиланда и Румынии;
-
число работников в научной сфере составляет около 470 тысяч человек; в восьмидесятых годах в СССР было полтора миллиона научных работников;
-
в советские времена по числу исследователей на душу населения Россия занимала первое место в мире, сейчас она опустилась до седьмого, нас обогнали не только США и Япония, но и Израиль.
-
примерно 100 тысяч уч╦ных выехали за рубеж, не только ослабив нашу страну, но усилив страны чужие, хотя, как утверждают демократические правители, ≈ ╚врагов у нас нет╩; при этом немалая часть из уехавших занималась работами в области обороны страны;
-
в советское время количество подаваемых заявок на изобретения было в 10-15 раз больше, чем их подавалось в 1995 году. При этом изобретатель получал премию за каждое сво╦ изобретение, не тратя ни копейки за подачу и рассмотрение заявок;
-
на мировом рынке высоких технологий в настоящее время американцы занимают 60%, Сингапур ≈ 6%, Россия ≈ 0,5%;
-
за период с 1990 года по 2003 год количество научных организаций сократилось: проектных организаций ≈ в 7,8 раза; конструкторских бюро ≈ в 3,6 раза; научно-технических подразделений на промышленных предприятиях ≈ в 1,8 раза;
-
в 90-е годы прекратили сво╦ существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию понятия ╚отраслевая наука╩;
-
когда говорят, что снижение численности уч╦ных позволит сократить малоценные исследования, то при этом намеренно забывают, что при современном состоянии науки и техники существенного прорыва в ней можно добиться только мощными, хорошо организованными коллективами; вспомним только, что космические, ракетные, атомные, авиационные, оборонные и прочие достижения были получены крупнейшими коллективами, сочетавшими в себе научные, конструкторские и производственные образования;
-
роль ╚внутрифирменных научных организаций╩ сейчас крайне мала; их удельный вес в общем количестве научных организаций страны в 2002 году составил 6,5%; в общем объ╦ме затрат на исследования и разработки в России доля внутрифирменной науки составляет 6%;
-
снизилось число высших учебных заведений, в которых ведутся научные исследования (40% от общего количества);
-
в странах с развитой рыночной экономикой внутрифирменной наукой выполняется основной объ╦м научных исследований и разработок: 65% в странах ЕС, 71% ≈ в Японии, 75% ≈ в США;
-
у хозяев страны нет доверия к тому, что наука способна улучшить е╦ экономику; они считают, что наука нашей рыночной экономике очень мало может дать, так как создавалась она не по рыночным критериям; у нас наука от рынка всегда была далека, но близка к государственным интересам; теперь же государственных интересов как таковых не существует, а есть только групповые интересы сырьевых магнатов;
-
значительная часть НИИ и КБ в настоящее время не имеет собственных опытных и экспериментальных производств; те НИИ и КБ, которые в советское время имели развитую опытно-производственную базу, теперь е╦ потеряли из-за низкой заработной платы работников;
-
в составе основных фондов научных организаций доля машин и оборудования старше 11 лет составляет более 42%; почти 20% вычислительной техники научных организаций имеет возраст от 6 лет и старше;
-
средний возраст докторов наук составляет 61 год, кандидатов наук ≈ 53 года;
-
средняя зарплата доктора наук составляет 3 500 рублей, пенсия ≈ 2 000-2 500 рублей;
-
при резком сокращении финансирования научных работ у институтов не хватает средств на поддержание материально-технической базы, и вс╦ чаще экспериментальные работы заменяются численным компьютерным моделированием физических процессов;
-
около трети финансовых поступлений научных организаций всех форм собственности составляют поступления от непрофильной деятельности; это позволяет предохранить здания институтов от разрушения.
Наука завтра
Руководство страны ставит перед русской наукой задачи:
-
переход от так называемого базового, целевого ≈ к конкурсному планированию и финансированию науки; это надо понимать так: фундаментальные исследования не нужны, нужны конкретные прикладные исследования, для прекращения которых так много было сделано в наше время;
-
менять экономику институтов РАН; создавать гибкие и мобильные научные коллективы, увеличивая долю фондов в финансировании исследований, поощряя тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и успешно конкурировать на мировом рынке идей, высокотехнологичных товаров.
-
от исследований в сфере естественных наук требуется целостная система прогнозирования кризисных явлений, в том числе природных;
-
стратегическая задача науки ≈ е╦ интеграция с высшей школой; при этом категорически забывается более чем 50-летний опыт, накопленный МФТИ и МИФИ по обучению студентов в ╚базовых╩ научно-исследовательских организациях;
-
требуется реформировать систему высшего образования, то есть, как всегда, ухудшить, приведя е╦ к стандартам ╚цивилизованных╩ стран; это позволит развитым странам д╦шево покупать молодых российских специалистов;
-
предполагается ╚оптимизировать государственный сектор науки╩, что предусматривает:
а) сокращение числа федеральных организаций науки в сочетании с их укреплением;
б) передачу ╚части государственных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации╩;
-
предполагается ╚оптимизировать организационно-правовые формы государственных организаций науки╩, для чего предусматривается:
а) преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества;
б) значительное сокращение числа государственных учреждений пут╦м их объединения, ликвидации и приватизации;
в) количество бюджетных учреждений в сфере науки должно сократиться к 2006 году примерно до 800, то есть на 40%;
-
с уч╦том приоритетных задач социально-экономического развития федеральный сектор науки к 2008 году должен включать в себя 400-700 организаций;
-
из них исследовательское ╚ядро╩ государственного сектора науки составят 100-200 научных организаций;
-
предлагается провести своеобразное ╚разделение труда╩ в институтах Академии наук: одна часть занимается фундаментальными исследованиями, другая ≈ прикладными, третья продажей этих результатов всем заинтересованным лицам; при этом не надо забывать, что ╚фундаментальная наука╩ ≈ это наука, которую все поддерживают, но никто не хочет в нее вкладывать средства.
(Фактические данные к разделам ╚Наука теперь╩ и ╚Наука завтра╩ взяты из ╚Официального веб-сайта президента Российской Федерации: Речи и выступления╩, а также из газеты ╚Поиск╩, ╧ 38, 17 сентября 2004 г.)
Что надо сделать, чтобы это ╚завтра╩ не наступило?
Для этого необходимо:
-
добиться изменения губительного для страны курса, превращающего е╦ в сырьевой придаток ╚цивилизованных╩ и ╚развитых╩ стран и вернуться к системе ╚народного хозяйства╩ в области национальных интересов Родины;
-
направить развитие русской науки в русло исследования проблем, поставленных перед нами разного рода техногенными катастрофами и необходимостью возврата страны в положение Великой Индустриальной Державы, сохраняющей духовный и культурно-образовательный потенциал нации, е╦ физическое здоровье и устойчивое демографическое состояние;
-
сформулировать и финансово обеспечить основополагающие направления развития русской науки, которыми, допустим, могут быть:
а) исследования по ракетно-космическим проблемам;
б) развитие аэро-гидродинамических исследований и развитие авиационного и морского транспорта;
в) исследования в области дистанционных методов диагностики поверхности Земли и Океана;
г) исследования в области ядерной техники, в военной и энергетической областях;
д) развитие транспорта и связи;
е) исследования в области энергетических и ресурсных проблем стран;
ж) исследования в области экологии;
з) обеспечение страны высококвалифицированными научными и инженерными кадрами при повышении общеобразовательного уровня;
и) исследования в области различных направлений военной техники;
к) исследования в области основополагающих проблем биологии, медицины и здравоохранения;
л) исследования по сельскохозяйственным проблемам с целью прекращения продовольственной зависимости страны от иностранных поставок;
м) исследования в области повышения технологического уровня производства;
н) в области гуманитарных наук, в частности, политологии ≈ исследования в области защиты жизненных интересов страны;
-
расходы на науку в обязательном порядке должны быть перенесены в число защищ╦нных статей бюджета, то есть, они не должны сокращаться ни при каких условиях;
-
должны быть разработаны и осуществляться специальные программы по техническому перевооружению науки;
-
общий уровень расходов на науку должен ежегодно возрастать, приближаясь к уровню расходов экономически передовых стран;
-
Россия должна предпринять огромные усилия для восстановления уникальных производств и поставки изготовленных образцов на рынки, с которых мы сами добровольно ушли;
-
восстановить статус науки, который был высок в советское время, что было связано, в частности, с тем, что наука обслуживала оборону страны;
-
восстановить статус самого уч╦ного и обеспечить его материальное положение, подтянув его заработную плату к уровню чиновников высших разрядов;
Великий русский уч╦ный Дмитрий Иванович Менделеев писал: ╚Дело развития и роста народного просвещения немыслимо без широкого развития науки вообще, а оно требует больших средств, так как уч╦ные сами люди, которым нужны средства не только для необходимых научных пособий (библиотек, лабораторий, обсерваторий и т.п.), но и для собственной жизни, надо, чтобы они жили в достатке╩.
Но он также отмечал: ╚Могу сказать, что знал на сво╦м веку, знаю и теперь очень много государственных русских людей и с уверенностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, Россию не любит и народ мало понимает...╩
Следует добавить, что положение ещ╦ более усугубляется, когда к управлению страной допущены не только люди, которых нельзя заподозрить в патриотизме, но даже е╦ некоренные жители, которые не только ╚в Россию не верят, Россию не любят и народ мало понимают╩, но и Россию разрушают.
В.И. БОЯРИНЦЕВ, д.ф.-м.н | (Газета ╚Дуэль╩ от 21.06.05) |
Страница создана 5 июля 2005 года.