ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Оленев Н.Н.

 

Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Российской академии наук, отдел ╚Математическое моделирование экономических систем╩,

Россия, 119991, г. Москва ГСП-1, ул. Вавилова 40, ком. 204,

Тел.: (495)137-39-74, факс: (495)135-61-59, е-mail: olenev@ccas.ru

 

 

Создание лабораторных работ для дистанционного по Интернет обучения студентов и специалистов моделям, методам и технологиям в области математического моделирования экономики было инициировано академиком РАН А.А. Петровым. Первая лабораторная работа (http://www.ccas.ru/mmes/educat/lab01/first.html) была создана в 2000 г. на базе разработанной в ВЦ РАН в 1999 г. математической модели по оценке потенциала роста российской экономики. С тех пор ежегодно появлялась или новая лабораторная работа [1], или сборник работ [2], которые пополняли курсы лекций и практических занятий с общим направлением "Математическое моделирование социально-экономических систем". Так в ноябре 2005 г. на пятом международном научно-практическом семинаре ╚Высокопроизводительные параллельные вычисления на кластерных системах╩ в Нижнем Новгороде был представлен пленарный доклад ╚Опыт использования кластера ВЦ РАН в образовательных целях╩ [3]. В докладе показано, как использовать сборник дистанционных лабораторных работ в практическом обучении параллельным вычислениям в интерфейсе передачи сообщений MPI [2] студентов МФТИ (ГУ), обучающих на базовой кафедре в ВЦ РАН. Использование методов математического моделирования дает возможность проанализировать состояние экономической [2] или эколого-экономической системы [1] и оценить последствия═ экономических решений.

Работа поддержана грантом РФФИ ╧ 04-07-90346, программой государственной поддержки ведущих научных школ НШ-1843.2003.01, целевой программой Президиума РАН ╚Информатизация╩.

 

Литература.

1. Оленев Н.Н., Петров А.А., Поспелов И.Г. Модель регулирования экологических последствий экономического роста═ // Математическое моделирование. 1998. Т.10, ╧8. С.17-32. http://www.ccas.ru/educat/lab02/

2. Оленев Н.Н. Основы параллельного программирования в системе MPI. М.: ВЦ РАН. 2005. 80с. http://www.ccas.ru/educat/lab04k/

3. Михайлов Г.М., Оленев Н.Н., Петров А.А., Рогов Ю.П., Чернецов А.М. Опыт использования кластера ВЦ РАН в образовательных целях // Высокопроизводительные параллельные вычисления на кластерных системах. Материалы пятого Международного научно-практического семинара и Всероссийской молодежной школы. / Под ред. проф. Р.Г. Стронгина, Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.








AN EXPERIENCE OF BUILDING AND USE IN EDUCATION THE DISTANCE LABS IN MATHEMATICAL MODELING OF ECONOMY

 

Olenev N.N.

 

Dorodnicyn Computing Center of the Russian Academy of Sciences, Department of Mathematical Modeling of Economic Systems,

Russia 119991, Moscow GSP-1, 40 Vavilova str., room 204,

tel.: (495)137-39-74, fax: (495)135-61-59, е-mail: olenev@ccas.ru

 

 

Creation of distance labs on the Internet for education of students and scientists in models, methods and technologies in the field of mathematical modeling of economy was initiated by Professor Alexander A. Petrov, full member of the Russian Academy of Sciences. First of the labs (http://www.ccas.ru/mmes/educat/lab01/first.html) was created in 2000 on the base of a mathematical model of Russian economy that was built in 1999 for estimation the growth potential of Russian economy. From this time to now a new lab [1] or a new collection of labs [2] was appeared annually. New materials from these labs were added to courses of lectures and practical works on the general direction ⌠Mathematical modeling of social economic systems.■ A paper ⌠Experience in Use the Dorodnicyn Computer Center Cluster for Education■ [3] was presented on plenary session of the Fifth International Scientific and Practical Seminar ⌠High Performance Computing on the Cluster Systems■ in Nizhniy Novgorod in November of 2005. In the report it was shown how to use collection of distance labs for practical training in parallel calculations on the base of message passing interface [2] for MIPT students studying on base faculty at Dorodnicyn Computing Center of the Russian Academy of Sciences. Use of mathematical modeling methods enables analyze state of economic [2] or ecological-economic system [1] and to estimate consequences of economic decisions.

The work is supported by Russian Foundation of Basic Research grant no. 04-07-90346, Program of State Support for Leading Scientific Schools NS -1843.2003.01, Special Program of Presidium of the Russian Academy of Sciences ⌠Information Science.■

 

References

1. Olenev, N.N., Petrov, A.A., Pospelov, I.G. A Model of Eecological Consequences of Economic Growth // Mathematical Modeling. 1998. Vol.10, No.8, P.17-32. (In Russian) http://www.ccas.ru/educat/lab02/

2. Olenev, N.N. Basics of MPI Parallel Programming. Moscow: Dorodnicyn Computing Center of RAS. 2005. 80 pp. (In Russian) http://www.ccas.ru/educat/lab04k/

3. Michailov, G.M., Olenev, N.N., Petrov, A.A., Rogov, Yu.P., Chernecov, A.M. Experience in Use the Dorodnicyn Computer Center Cluster for Education // High performance parallel computations on cluster systems. Materials of the Fifth International Scientific and Practical Seminar and All-Russian Young Scholar School. /Edited by Prof. R.G. Strongin, Nizhniy Novgorod, 2005.(In Russian)