Имитационные модели социально-эколого-экономических систем являются перспективным, если не единственным, научным средством анализа проблем устойчивого развития. Для понимания студентами целей курса "Проблем устойчивого развития" необходимо, чтобы они не только осознавали задачи, используя гуманитарные, в большинстве своем описательные методы анализа взаимосвязей процессов, происходящих в природе и социуме, но могли бы анализировать эти взаимосвязи с использованием современных естественно - научных методов: системного анализа и имитационного моделирования.
Имитационная игра на основе эколого-демографо-экономической модели (ЭДЭМ) преследует именно эти цели. В основе игры лежит имитационная модель, описывающая взаимодействие в виртуальном мире демографических, экономических и экологических факторов. По нашему глубокому убеждению, прежде чем начать ту или иную игровую деятельность, участники игры должны изучить структурную основу игровой модели.
В имитационной модели можно выделить следующие основные подмодели: модель демографического процесса, модель производственных процессов, модель процесса загрязнения окружающей среды. В модели основным механизмом стабилизацией качества окружающей среды являются не штрафные или какие-либо другие ограничительные санкции, а процесс формирования спроса на экологически чистую продукцию.
Имитационная модель (ЭДЭМ) допускает различные варианты организации игры, ориентированной на обучение студентов взаимосвязям между экологическими, демографическими, социальными и экономическими процессами. Разработанная к настоящему времени программная реализация позволяет осуществить два варианта, описанных ниже.
Первый вариант игры заключается в следующем. Играющим сообщаются "опорные" управления и характеристики достигаемого при этих управлениях социально - экономического состояния государства. Цель игры заключается в изменении управлений таким образом, чтобы улучшить показатели финального социально - экономического состояния.
При реализации второго варианта игры "опорные" управления не сообщаются играющим. В этом случае основными ограничениями - целями игры являются:
В настоящее время внедрение результатов разработки ЭДЭМ в учебный процесс происходит в нескольких направлениях. Во-первых, это чтение курса по методам моделирования социально-экономических систем, в которых ЭДЭМ, наряду с известными играми "Стратагема" и "Рыболовство" (разработанными под руководством Д.Медоуза) используется в качестве лабораторного практикума. Во-вторых, это развитие модели с целью включения учета взаимодействия нескольких стран.
Работа выполняется в рамках Федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 -2006 годы" Ф0082, научно-отраслевой программы Минобразования РФ "Развитие информационных ресурсов и технологий. Индустрия образования" Подпрограмма 1. "Технологии информационного общества" НИР: 1.6.42, а также при финансовой поддержке Совета Программ поддержки ведущих научных школ НШ 2094.2003.1.