Обзор экономической ситуации и взаимоотношений
отраслей экономики в нашей стране за последние 30 лет

Еще в 70-е гг. XX в. в российской экономике сформировался топливно-энергетический комплекс, способный конкурировать на мировом рынке. На внутреннем рынке он взаимодействовал с отсталыми в технологическом отношении отраслями обрабатывающей промышленности, потребляющими энергетические ресурсы. Это взаимодействие определяет многие особенности функционирования экономики России как системы. Одной из этих особенностей во второй половине XX в. являлось нарушение в России закона Грешама.

В советский период в качестве платежного средства в расчетах между производителями товаров и услуг использовались безналичные рубли, а на потребительском рынке платежи осуществлялись наличными рублями. Эти платежные средства различались по своим свойствам. Срок действия безналичных рублей был ограничен концом финансового года. Заработанные, но не израсходованные до конца года безналичные рубли забирались у производителя в доход государства. Перевод безналичных рублей в наличные строго регламентировался государством. Денежная масса безналичных рублей в 70-е-80-е гг. XX в. значительно превосходила денежную массу наличных рублей. На теневом рынке в середине 80-х гг. XX в. существовала котировка наличных к безналичным рублям в пропорции 1:2. Такая структура денежной системы позволяла перераспределять доходы между отраслями экономики. Прибыль, полученная от экспорта энергетических ресурсов, использовалась для выполнения оборонных программ и поддержания технологически отсталых отраслей обрабатывающей промышленности, что подавляло экономические стимулы к их модернизации.

В качестве целей экономической реформы в России ставились восстановление экономических стимулов технологической модернизации и создание единой денежной системы. С этой целью во второй половине 80-х гг. были приняты законы о предприятии и о кооперации, которые частично снимали ограничения на перевод безналичных денег в наличные. В результате обналиченные рубли, оказавшиеся на потребительском рынке, нарушили соответствие денежной массы наличных рублей и товаров при фиксированных ценах. Это привело к ╚либерализации цен╩ в январе 1992 г. и возникновению высокой инфляции. Административные ограничения на перевод безналичных рублей в наличные были устранены и с некоторыми оговорками, связанными с просчетами руководства страны в оценке необходимой денежной массы, обращение рублей стало однородным. Тем не менее, вместо единой денежной системы стихийно сформировалась система с двумя платежными средствами. На потребительском рынке при расчетах за товары длительного пользования использовалась иностранная валюта, в основном доллары США, а при расчетах между производителями использовались рубли, которые из-за высокой инфляции являлись ╚слабым╩ платежным средством. Это явилось экономическим стимулом роста экспорта энергетических ресурсов и ускоренной, во многом стихийной интеграции топливно-энергетического комплекса страны в мировую экономику. Другим следствием высокой инфляции явилось обесценивание сбережений населения и устойчивое недоверие домашних хозяйств к вложению средств в отечественную банковскую систему (см. рис.1). В результате вместо формирования единой денежной системы в экономике России появилась институциональная ловушка. Население относится к сбережениям в коммерческих банках как к рискованному проекту. Коммерческие банки вынуждены устанавливать высокие проценты, включающие плату за риски. Предприниматели не в состоянии платить столь высокие проценты из прибыли от реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Поэтому отсутствуют средства для технологической модернизации отсталых отраслей обрабатывающей промышленности, которые не имеют достаточных собственных средств, поскольку мало конкурентно способны по отношению к импорту.

Рис.1

 

Экспортеры покупают на внутреннем рынке товары за рубли и продают их на внешнем рынке за иностранную валюту. Поэтому экспорт сопровождается операциями по обмену иностранной валюты на рубли. Рост экспорта энергетических ресурсов увеличил предложение иностранной валюты на внутреннем рынке. Вместе с жесткой монетарной политикой государства это привело в середине 90-ых годов к стабилизации курса рубля. Наличные рубли снова превратились в основное платежное средство на потребительском рынке. Однако технологическая отсталость отраслей обрабатывающей промышленности проявилась в том, что из-за конкуренции с импортом у предприятий этих отраслей возникли существенные задержки с реализацией продукции и, как следствие, дефицит оборотных средств. Традиционные связи между предприятиями, существовавшие десятилетия еще с советского периода, и взаимное доверие их руководителей породили адаптационные механизмы: в расчетах между производителями стали использоваться денежные суррогаты, среди которых наиболее распространенными были неплатежи, являвшиеся неоформленными векселями и фактически игравшие роль второго платежного средства. Предприятия выдерживали баланс по неплатежам, т.е. были должны поставщикам не больше, чем им были должны потребители. Лишь ТЭК по неплатежам был кредитором, а должником являлось государство, которое не расплачивалось за поставленную ему продукцию. Таким образом, вновь ТЭК поддерживал производственную систему, руководствуясь неэкономическими стимулами, и вновь единая денежная система не сформировалась: ╚сильное╩ платежное средство использовалось для расчетов на потребительском рынке, а в расчетах между производителями использовалось ╚слабое╩ платежное средство. Непонимание этой роли неплатежей в антикризисной программе правительства С.Кириенко явилось катализатором российского кризиса 1998 г. (подробнее см. [1]).

В результате кризиса 1998 г. произошла девальвация рубля, которая снизила доходность импорта и повысила доходность экспорта. Уменьшение импорта вызвало восстановительный рост в отраслях обрабатывающей промышленности, который однако не влечет повышение их конкурентоспособности по отношению к импорту. Чтобы защитить отечественные технологически отсталые отрасли от конкуренции с импортом, государство в лице Центрального Банка РФ поддерживает курс иностранной валюты. Поэтому конкуренция с импортом возрастает лишь по мере роста цен на внутреннем рынке. Для борьбы с инфляцией государство аккумулирует доходы от экспорта в стабилизационном фонде. Такая экономическая политика приводит к росту золотовалютных резервов Центрального Банка РФ и стабилизационного фонда, стимулирует экспорт, защищает внутренний рынок от импорта, позволяет наладить стабильные производственные связи между предприятиями, но способствует сохранению технологической отсталости и не использует доходы от экспорта для инвестиций в реальном секторе экономики.

Такая политика может себя оправдать как краткосрочная политика в послекризисной ситуации. Однако, продолжительное использование такой политики истощает ресурсы ТЭК, не решая проблем технологической модернизации экономики. Кроме того, сохраняется угроза кризиса по мере истощения ресурсов и роста цен на внутреннем рынке при стабильном курсе иностранных валют за счет повышения доходности импорта и разрушения вследствие этого наладившихся связей между поставщиками и потребителями. Осознавая это, руководство страны в конце 2005 года поставило задачу реализации национальных проектов, среди которых важную роль играет проект завоевания лидирующих позиций в мировой энергетике. Эти проекты нуждается в макроэкономическом анализе, учитывающем существенные обратные связи в российской экономике. Адекватным аппаратом для этого является язык математических моделей. Данная работа посвящена развитию технологии математического моделирования с целью системного анализа влияния энергетики на экономику России.