Лабораторная работа "Анализ структуры потребительского спроса с помощью обобщенного непараметрического метода"

Работа выполнена
- при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований (код проекта N 02-01-00854a);
- по программе государственной поддержки ведущих научных школ (код проекта НШ -1843.2003.1, рук. акад. РАН А.А. Петров);
- при поддержке программы ╧3 фундаментальных исследований ОМН РАН "Вычислительные и информационные проблемы решения больших задач" (проект ╧ 3.13, рук. акад. РАН А.А. Петров);
- при поддержке федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг " (проект "Разработка математической модели экономики переходного периода и применение ее для анализа состояния экономики России и оценки макроэкономической политики" , рук. акад. РАН А.А.Петров)

Это фрагмент курса лекций "Матмоделирование эволюции российских экономических структур". Работа создана на базе обобщенного непараметрического метода, разработанного в ВЦ РАН. Западная методика исчисления экономических индексов базируется на сложившейся структуре производства и вполне корректна лишь при пропорциональном росте экономики. Если в хозяйстве идет структурная перестройка, традиционные индексы неадекватно отражают изменение ее состояния. Необходимы методы, гибко учитывающие изменение структуры потребления при изменении структуры цен. Обобщенный непараметрический метод позволяет преодолеть субъективизм в выборе потребительских корзин и "проклятие размерности". На основе метода реализована учебно-исследовательская система ИНДЕКС. Она помогает выделять в торговой статистике группы товаров, для которых можно вычислить экономические индексы, построить граф связей интегрируемых групп продуктов, проследить динамику усложнения структуры потребительского спроса в зависимости от показателя нерациональности потребительского поведения, сделать прогноз цен по предполагаемым объемам потребления. Есть руководство пользователю системы ИНДЕКС. Для компьютерных практикумов ИНДЕКС оснащен торговой статистикой Венгрии 1975-84 гг. и Нидерландов 1951-77 гг., набором типовых заданий и описаний методов их решения. Овладев практическими навыками применения метода, Вы станете специалистом, умело проводящим структурный анализ торговой статистики, умеющим делать прогнозы цен по предполагаемым объемам потребления и прогнозы объемов покупок по предполагаемым изменениям цен. Это незаменимые навыки для работы в подразделениях Госкомстата (работающих пока на традиционных неадекватных методиках), в подразделениях менеджмента и маркетинга, аналитических отделах финансовых структур.

Далее 1.1. Что такое экономические индексы?