Магистральная теория составляет важный раздел экономической теории, который разрабатывается математический аппарат для объяснения наблюдаемых в экономической статистике пропорций.
Вначале приведем образную интерпретацию, принадлежащую Дорфману, Самуэльсону и Солоу. Допустим, что некто хочет проехать по большому городу из пункта А в пункт Б. Если пункты А и Б расположены недалеко друг от друга, то скорее всего самый быстрый путь - это самый короткий. Однако если расстояние между А и Б велико, то самый быстрый путь оказывается чаще всего таким: надо из А выехать на одну из больших городских магистралей, где средняя скорость движения достаточно велика, не смущаясь тем, что мы, возможно, движемся в сторону от цели Б, по этой магистрали приблизиться, насколько возможно, к пункту Б и затем только с нее свернуть. Именно так возник научный термин "магистраль".
Будем измерять угловое расстояние между векторами в
пространстве ═с помощью
квазиметрики
, положив для любых
═
. Квазиметрика обладает следующими очевидными свойствами:
╥
═тогда и только тогда,
когда векторы
═коллинеарны;
╥
для любых ═справедливо
;
╥
если , то
.
Определение. Пусть ═траектория состояний
экономической системы, полученная в результате решения некоторой экстремальной
задачи из семейства задач, зависящих от временного горизонта
. Скажем, что луч
═является магистралью для этого семейства задач,
если для любого
═существуют такие
числа
═и
, независящие от
, что выполняются условия
═для всех
.
Если удается обосновать существование магистрали в
имеющей экономическое содержание экстремальной задаче, то можно считать, что
получено объяснение в каком смысле подержание пропорций экономического
развития, определяемых вектором , является оптимальным.