Портрет Адели Блох-Бауэр I
(расширяемое эссе)

+

Вступление

+

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» — картина австрийского художника Густава Климта. Данная картина является самым известным портретом, нарисованным Климтом, и известна также под названиями «Золотая Адель» и «Австрийская Мона Лиза».

На картине изображена жена австрийского сахарозаводчика Фердинанда Блох-Бауэра, представительница венской еврейской буржуазии Адель. Адель была дружна с автором портрета и была единственной для кого Густав Климт написал два портрета.

История создания

Густав Климт

Густав Климт

:

Густав Климт родился и вырос в Вене. Он учился в Венской школе искусств и ремесел, после окончания которой, выполнял заказы вместе со своим братом Эрнстом и однокурсником Францем фон Мачем. С 1879 года в течение следующих 10 лет одновременно с написанием частных заказов на портретную живопись, они расписывали внутренние фрески и потолки в крупных общественных зданиях, включая Бургтеатр, Музей истории искусств.

+

В 1897 году Густав Климт стал одним из основателей Венского сецессиона, группы художников, которые хотели порвать с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве. Благодаря Венскому сецессиону в Австрии, например, стал известен французский импрессионизм, характерные черты которого встречаются в работах Климта, в том числе в «Портрете Адели Блох-Бауэре I».

+

С 1898 года Климт начал экспериментировать со стилем, который стал известен как его золотой период, когда его работы, стилистически вдохновленные стилем модерн, были позолочены сусальным золотом.

Фердинанд и Адель Блох-Бауэры

    

Фердинанд Блох-Бауэр                                    Адель Блох-Бауэр

Адель Бауэр родилась в богатой венской еврейской семье. Ее отец являлся директором одно из крупнейших банков в Австро-Венгрии и генеральным директором Восточной железной дороги. В 1899 родители 18-летней Адель устроили её брак с Фердинандом Блохом, состоятельным банкиром и производителем сахара. Позднее пара, у которой так и не появились дети, сменила фамилию на Блох-Бауэр.

+

Пара разделяла любовь к искусству и покровительствовала нескольким художникам, собирая венские картины и скульптуры девятнадцатого века.

В 1901 году Климт написал картину «Юдифь и Олоферн». Адель была моделью для этой работы и носила украшенное драгоценными камнями глубокое колье, подаренное ей Фердинандом. Искусствовед Готфрид Флидль отмечает, что картина «широко известна и интерпретируется как Саломея».

В конце 1890-х годов Адель познакомилась с Климтом в салоне своего дома благодаря подруге юности Адель. И позднее она стала моделью для картины Климта на известный библейский сюжет «Юдифь и Олоферн», которая была написана во времена «золотого периода» художника.

«Юдифь и Олоферн»

+

Подготовка

+

В 1903 году муж Адели Фердинанд Блох-Бауэр заказал у Климта портрет своей жены, который в дальнейшем он хотел подарить родителям Адель. Художник провел более тщательную подготовку к этому портрету, чем к любому другому произведению, над которым он когда-либо работал, и нарисовал более сотни набросков, прежде чем начать писать портрет, позже некоторые из них приобрели супруги Блох-Бауэры.

:

+

Большую часть портрета Климт выполнил с помощью сложной техники использования сусального золота и серебра, которую он использовал вдохновившись византийскими мозаиками. Художник также дополнял работу создавая рельеф из декоративными мотивов из гипса и смеси красок. Закончил Климт свою работу спустя 4 года в 1907 году.

Описание

Композиция картины делится на две вертикальные части: справа изображена Адель, левая же часть кажется почти пустой. Портрет, композиция которого намеренно выполнена в плоскости, без перспективы, приобретает трехмерную глубину благодаря созданному Климтом рельефу.

Реалистично написанные лицо и руки являются доминантой в восприятии картины и выделяются на фоне всех остальных элементов, которые буквально светятся золотом. Лишь при детальном рассмотрении становится заметно, что Адель, сидит в кресле, которое выделяется на общем фоне лишь благодаря рисунку из спиралей, ведь на нем отсутствуют тени, полутона и контуры. Женщина, которая занимает всю вертикаль картины, держит сцепленные в изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.

Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников. Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья. Небольшой ярко-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.

История полотна

Климт выставил портрет Адели на Международной художественной выставке в Мангейме в 1907 году вместе с «Портретом Фрицы Ридлер», однако реакция на портреты была неоднозначной. Некоторые критики негативно отреагировали на две картины, охарактеризовав их как «мозаичные настенные гротески», «причудливые», «абсурдные» и «пошлые». После выставки портрет повесили в венской резиденции Блох-Бауэра.

В 1923 года Адель Блох-Бауэр написала завещание, в котором содержалось будущее работ Климта, принадлежащих супругам Блох-Бауэр. Адель, умершая в 1925 году, завещала два своих портрета и четыре пейзажа, написанные Густавом Климтом, австрийской государственной галереи Бельведер. Несмотря на то, что владельцем картин являлся супруг покойной, а не Адель, Фердинанд согласился выполнить её волю.

+

После включения Австрии в состав нацистской Германии в 1938 году, Фердинанд бежал в нейтральную Швейцарию, оставив картины вместе с большей частью его состояния в Австрии, которые после ордена на арест, перешли во владение государства.

В 1941 года фюрер передал картины «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I» в Галерею Бельведер в обмен на «Замок Каммер на озере Аттерзее III», который он затем продал Густаву Уцицкому, незаконнорожденному сыну Климта. Чтобы удалить все ссылки на еврейскую тематику, галерея переименовала портрет в «Даму в золоте».

Фердинанд умер в 1945. Незадолго до этого он написал завещание, в котором отменил дарение картин австрийской государственной галереи и оставил всё свое имущество племяннику и двум племянницам, одной из которых была Мария Альтманн. Однако картины остались в собственности галереи Бельведер.

+

В 1998 г. австрийское правительство приняло Закон о реституции произведений искусства, в котором вновь рассматривался вопрос об украденном нацистами искусстве. Правительство сформировало комитет по реституции, чтобы сообщить, какие работы должны быть возвращены, были открыты государственные архивы для исследования происхождения произведений, находящихся в собственности правительства.

Альтманн, в то время жившая в США, наняла юриста Рэндола Шенберга, чтобы вернуть украденные картины. Они подали иск в комитет по реституции о возврате шести картин: «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Портрет Адели Блох-Бауэр II» , «Яблоня I» , «Березовая роща», «Дома в Унтерахе близ Аттерзее» и «Портрет Амалии Цукеркандль». Но комитет отклонил заявление, вновь сославшись на завещание Адель как на причину, по которой они сохранили работы.

+

В 2000 году Альтманн и Шенберг подали иск против австрийского правительства и Галереи Бельведер в суд США. На что австрийское правительство ответило встречным заявлением о прекращении дела, однако в 2004 Верховный суд постановил, что картины были украдены и что Австрия не застрахована от иска Альтманна.

+

В январе 2006 г. на арбитражном суде в Австрии было вынесено решение: пять из шести рассматриваемых картин должны быть возвращены Марии Альтманн, но «Портрет Амалии Цукеркандль» должен был остаться в галерее. В марте 2006 года пять картин были вывезены из Австрии и выставлены в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

+

Когда Альтманн спросили, что она хочет делать с картинами, она заявила: «Я бы не хотела, чтобы какое-либо частное лицо покупало эти картины… Для меня очень важно, чтобы их видел любой, кто хочет их увидеть, потому что таково было бы желание моей тети». В июне 2006 года « Портрет Адели Блох-Бауэр I » был продан Рональду Лаудеру за 135 миллионов долларов, что на тот момент было рекордной ценой за картину. Лаудер поместил работу в Новую Галерею в Нью-Йорке, соучредителем которой он является. С тех пор картина выставлена на этом месте.

T

Наследие

[ ]

История «Портрета Адели Блох-Бауэр I» была рассказана в трех документальных фильмах:«Похищение Европы», «Похищение Климта», и «Желание Адели», описана в книге «Дама в золоте: необыкновенная история шедевра Густава Климта, портрета Адели Блох-Бауэр», написанной журналисткой Анн-Мари О'Коннор.

[ ]

Истории Адель Блох-Бауэр и Марии Альтманн легли в основу романа Лори Лико Альбанезе «Украденная красота», описывающего жизненные пути и взаимоотношения двух женщин.

В 2015 году был экранизирован художественный фильм «Женщина в золотом», в основу которого легла история десятилетней борьбы Марии Альтман за реституцию портрета.