Еженедельная газета "Алфавит", No. 35, стр. 19 (2000).


 

{АВТОПОРТРЕТ ХЛЕБНИКОВА}

 

Александр Зенкин (e-mail: alexzen@com2com.ru )

"Поэт в России больше, чем поэт…"

Но нет

в своем Отечестве Пророка…

ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ – ПОЭТ

ИЛИ РОССИЙСКИЙ НОСТРАДАМУС ?

 

"ПРАВО НА ПРОВИДЕНИЕ …"

Как известно, в твоpчестве знаменитого российского поэта Велимира Хлебникова (1885 - 1922) наиболее глубоко pазpабатываются две основные темы - словотвоpчество ("Звездный язык") и теоpия вpемени ("Доски Судьбы"). Пеpвое напpавление исследований В.Хлебникова хоpошо известно и не нуждается в специальных "пpезентациях". Гоpаздо менее известно, что Хлебников получил солидное математическое обpазование в Казанском и Петеpбуpгском унивеpситетах и уже со студенческой поpы увлекся pазpаботкой теоpии вpемени, в основе котоpой, - по его мнению, - лежит пpедзаданная цикличность истоpических событий.

В 1919 году, в краткой аннотации своих работ "Свояси" он пишет: "В статьях я старался разумно обосновать право на провидение, создав верный взгляд на законы времени, а в учении о слове я имею частые беседы с <мнимой единицей> Лейбница."

Немало усилий пpиложил он для того, чтобы понять "упругий говор чисел" и

"Помимо законов тяготения
Найти общий стpой вpемени
Яpовчатых солнечных гусель
Основную мелкую ячейку вpемени и всю сеть
."

Вpеменами поэзия в его твоpчестве даже отступает на втоpой план: "... Я забыл миp созвучий: их я как хвоpост пpинес в жеpтву костpу чисел." - пpизнается он в письме к сестре Вере Хлебниковой (2 янваpя 1920 года). Но в том же письме уже звучит и увеpенность в успехе: "... За это вpемя я выковал дpот для боpьбы с ним <змеем Зилантом> - это пpедвидение будущего: у меня есть уpавнение звезд, уpавнение голоса, уpавнение мысли, уpавнение pождения и смеpти..." - И в другом письме: "... я все-таки добился своего: нашел великий закон вpемени, под котоpым подписываюсь всем своим пpошлым и будущим, … в котоpый я веpю и заставлю веpить дpугих."

И чеpез год в письме В.В.Маяковскому (18.02.1921, Баку) довеpительно сообщает: "...В числах я зело искусил себя. И готов постpоить весну чисел..."

И вот, в конце ХХ века, в эпоху информационных технологий, виртуальных реальностей и Интернета Теория Времени Велимира Хлебникова получила совершенно неожиданное, невероятное, фантастическое продолжение, которое способно существенно поколебать амбициозную претензию современной академической науки на единоличное обладание Абсолютной Истиной… Во всяком случае, в области креативных и провидческих возможностей духа человеческого.

Но обо всем по порядку.

 

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
НЕВЕРОЯТНОГО ККГ-ОТКРЫТИЯ

"ККГ", как уже без сомнения догадался просвещенный читатель, - это "Когнитивная Компьютерная Графика" - от знаменитого "Cogito ergo sum" Декарта, т.е. "мыслю – значит существую". Ну, а где "мыслю", там, как правило, "вижу" и "познаю" или, по английски, "I see, so I cognize". Одним словом, ККГ – это не та графика, которая иллюстрирует то, что человеку уже известно в быту, в его фантазиях, или даже в науке, а та, которая визуализирует знание, которое, как говорил один известный "астрономический профессор" Сергей Филиппов в незабвенной "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова, еще "пока современной науке неизвестно". Как профессиональный математик, для которого "не доказано – значит не существует", я использовал эту ККГ для семантической "рентгеноскопии" или, проще, для визуализации смысла математических абстракций и с этой целью разработал ККГ-систему ДСТЧ (Диалоговую Систему для ККГ-исследований проблем аддитивной Теории Чисел). Эта система создает цвето-музыкальные ККГ-образы (так называемые пифограммы, - естественно, в честь великого Пифагора с его знаменитым лозунгом-постулатом "Мир есть Число и Гармония поющих Небесных Сфер!") математических объектов, которые (эти пифограммы) способны подсказывать человеку такие новые математические идеи и гипотезы (короче, – новое знание), которые, как свидетельствует история, в течение тысячелетий оставались недоступными для традиционных до-компьютерных технологий познания типа "мел - доска", "перо - бумага", "не знаешь - двойка", "дневник - ремень", и т.п.

Но вернемся от прозы традиционной педагогики к нетрадиционной когнитивной эстетике математического познания.

Рис. 1. Пифограмма обычных квадратов натуральных чисел (модуль 131).

Вот как, например, выглядит пифограмма обычных, хорошо знакомых любому школьнику квадратов натуральных чисел 1, 4, 9, 16, и т.д., которая, можно смело сказать, реализует великую Мечту Пифагора о высшей, божественной "Гармонии поющих Небесных Сфер"! (см. рис.1.) Действительно, каждое такое ККГ-изображение порождает свою собственную компьютерную музыку, а если к тому же мы последовательно изменяем его модуль (количество чисел в каждой строке пифограммы), то пифагоровы "небесные сферы" вдруг оживают, приходят в движение и начинают свое величественное, цвето-музыкальное вращение по невидимым эллиптическим орбитам вокруг виртуального теоретико-числового "солнца" … 

В результате мы получаем анимационный цвето-музыкальный компьютерный мультфильм о математических свойствах обычных квадратов натуральных чисел, многие из которых (таких свойств) до настоящего времени были просто неизвестны в современной математике.

На рис. 2 представлен не лишенный глубокого драматизма (см. годы научных достижений) ККГ-мультфильм, который демонстрирует целую историческую эпоху в исследовании знаменитой проблемы теории чисел, которая впервые была сформулирована английским математиком Варингом еще в 1770 году.

Рис. 2. ККГ-мультфильм про классическую проблему Варинга для сумм квадратов неотрицательных целых чисел (модуль 8).

 

Эту проблему в течение многих лет исследовали и безуспешно пытались решить такие выдающиеся математики, как Эйлер, Лагранж, Гаусс, Лежандр и др. Однако, только спустя более века, в 1909 году, великий немецкий математик Д.Гильберт дал, наконец, долгожданное "полное и окончательное" решение классической проблемы Варинга.

Тем не менее, ККГ-технология визуализации математических абстракций позволила увидеть совершенно новые аспекты этой, казалось бы, исчерпывающим образом изученной математической проблемы.

На рис. 3 представлена уникальная пифограмма нового объекта классической теории чисел, – так называемого инвариантного множества Z(1,3), - открытого с помощью ККГ-технологии.

 

Рис. 3. Очаровательное семейство математических "пришельцев" …
с цвето-музыкальным приветом от Пифагора Самосского.

Современная наука тратит миллиарды долларов, запускает сотни спутников и выводит на космические орбиты всевозможные телескопические "Хабблы", чтобы с их помощью обнаружить хотя бы в далеком Космосе хотя бы какие-нибудь признаки существования наших "братьев по разуму" – космических пришельцев.

Рис. 3 демонстрирует нам реальную, документальную фотографию целого семейства таких "пришельцев", обнаруженных в обычных земных условиях (причем, почти бесплатно) с помощью ККГ-"рентгеноскопии" в самом начале … самого обыкновенного ряда натуральных чисел. О высочайшем уровне интеллектуального развития этих "пришельцев", которые, кстати, виртуально существовали на земле уже во времена Пифагора, свидетельствует хотя бы тот факт, что именно эти "пришельцы" указали нам дорогу в прекрасный мир Когнитивной Реальности и помогли сделать множество уникальных математических ККГ-открытий.

В частности, именно эти "пришельцы" показали нам цвето-музыкальный ККГ-мультфильм про знаменитую проблему Варинга, из которого мы впервые узнали, что Эйлер, Лагранж, Гаусс, и совсем недавно, уже в нашем просвещенном ХХ веке – Гильберт, Харди, Виноградов и сотни других выдающихся (и не очень) математиков тщательно и скрупулезно исследовали всего только … нулевой, т.е. цокольный, этаж этой проблемы и даже не догадывались о существовании 1-го, 2-го, 3-го и т.д. этажей этой изначально бесконечно-этажной проблемы. Более того, это кино и технология ККГ-визуализации позволили не только впервые увидеть всю эту великолепную бесконечно-этажную башню Обобщенной Проблемы Варинга, - которая "... напоминает башню Сюмбеки, храмы и объемы востока, где в высоту уходит коробка над коробкой прямоугольные слабеющие надстройки, кончая иглой со змеем Зилантом...", - но и научили современных математиков подниматься на любой ее этаж. А с высоты, как известно, видится и больше, и дальше … - Даже в современной науке.

Именно об этих математических проблемах и об уникальных научных открытиях и познавательных, эстетических и педагогических возможностях ККГ-технологии я и делал доклад на одной из научных конференций, проходившей в ближнем подмосковье в конце 1993 года.

 

"В ОДНУ ТЕЛЕГУ ВПРЯЧЬ НЕМОЖНО КОНЯ

И ТРЕПЕТНУЮ ЛАНЬ …"

После доклада ко мне подошла очаровательная дама и представилась: "Наталья Николаевна Перцова, профессор филологии, специалист по творчеству Велимира Хлебникова." – И тут же спросила: "Вы знакомы с работами Хлебникова?" – Вопрос меня несколько озадачил, поскольку мой доклад о применении ККГ-технологии к чисто математическим проблемам суммирования степенных рядов натуральных чисел не имел никакого отношения к поэтическому творчеству, вообще, и к творчеству Велимира Хлебникова, в частности. Однако, из вежливости, я с большим трудом припомнил из далекого школьного детства несколько "перевертышей" Хлебникова "ГОЛОД, ЧЕМ МЕЧ ДОЛОГ?", "ВОЛГУ ДИВ НЕСЕТ ТЕСЕН ВИД УГЛОВ", которые читаются как слева – направо, так и справа-налево, и его знаменитое заклятие смехом: "О, рассмейтесь, смехачи! …". На этом мои школьные познания поэтического творчества Велимира Хлебникова заканчивались. Я, однако, считал, что для профессионального математика – и этого немало.

"А Вам известно, что Хлебников изучал математику в Казанском, а затем и в Петербургском университетах?" – "…?" – "и потом всю жизнь занимался созданием математической теории предвидения будущего!?". – Я, конечно, был приятно удивлен, - все-таки, почти "коллега", - но скептически пожал плечами: мол, мало ли было математиков, а еще больше – нематематиков, которые со времен Пифагора занимались нумерологическим "прогнозированием" всевозможных "концов света", но, кажется, до сих пор ничего путного из этого так и не получилось. И слава Богу.

"Дело в том, - продолжала Н.Н.Перцова, - что основу теории времени Хлебникова составляют степени двоек и троек ("Я стpою здание только из тpоек и двоек…"), а Вы, как раз говорили в своем докладе, что Ваша программа позволяет визуализировать любые степени натуральных чисел и получать удивительные и неожиданные математические результаты. Вот я и подумала, а что если попробовать визуализировать эти идеи Хлебникова с помощью Вашей ККГ-системы? Конечно, маловероятно, что получится что-нибудь интересное и осмысленное, - уж слишком далеки вселенские интенции "Председателя Земного Шара" В.Хлебникова (как он сам себя называл) от Ваших чисто математических проблем. Но, что если все-таки … попробовать!?"

Откровенно говоря, мне, – профессиональному атеисту по моему традиционному советскому воспитанию и грубому материалисту по моему математическому образованию, - показалось просто диким прогнозировать будущее человечества с помощью каких-то тривиальных степеней двоек и троек (а почему бы не пятерок и семерок?), но я прикинул, что это не займет много времени, и, не желая разочаровывать свою собеседницу прямым отказом участвовать в этих, с точки зрения академической науки, сомнительных, почти лже-научных "играх", пообещал показать ей по возвращении в Москву пифограммы "идеи времени" Велимира Хлебникова, будучи заранее уверен в том, что показать-то, конечно, можно, да вот увидеть что-нибудь путное – скорее всего, вряд ли.

 

ШОК-93

В Москве у меня накопилось много неотложных дел, и я, естественно, благополучно забыл про Хлебникова.
Однако, где-то через месяц Н.Н. позвонила мне и напомнила про мое обещание относительно ККГ-визуализации Закона Времени ПредЗемШара В.Хлебникова.

Признаюсь, с некоторым чувством досады и без всякого энтузиазма сел я за компьютер, настроил ККГ-систему ДСТЧ на степенные ряды двоек и троек, и ввел абсолютно случайный набор параметров для ККГ-визуализации. У меня было одно желание - убедиться в том, что на экране компьютера ничего интересного и вразумительного не происходит, и поскорее вернуться к текущим делам, т.е. к привычной рутине чисто математических ККГ-открытий.

Для того, чтобы понять смысл и оценить глубину последовавшего за этим психологического шока, необходимо вспомнить и ясно представить себе социально-психологические последствия той рукотворной исторической драмы 1985-1993 г.г., жертвами которой стали жизни и души миллионов людей, благодаря вопиюще без-умной "перестройке" и последовавшим за ней нашим всеобщим добровольно-принудительным "переселением" из бывшего, по-братски коммунального, Союза в сегодняшнюю, "однокомнатную" Россию.

Не нужно быть Зигмундом Фрейдом, чтобы понять, что любое государство насилует и деформирует психику своих рядовых граждан не только экономически, юридически, политически и т.д., но и нравственно. И потому каждое движение (очередного) "государева пальца" надолго отпечатывается и живет в нашем подсознании в форме "основных лозунгов текущего момента".

В то время по главным ТВ-каналам с утра до вечера тираживались эти лозунги: Тоталитарно-бюракратический режим КПСС рухнул! Власть коммунистического Кремля низвергнута! Политбюро-ЦеКовский Кремль пал!

Если бы в то время был объявлен всероссийский конкурс на лучшее художественное отображение главного события эпохи падения тоталитарного режима КПСС, первое место, сегодня я уверен, было бы гарантировано … ПредЗемШара Велимиру Хлебникову…

ПОТОМУ ЧТО …

на экране бесстрастного компьютера, вдруг, совершенно неожидаемо возникли … нет, не разрушенные стены Кремля (наподобие знаменитой Берлинской Стены-89), не российская "Свобода и Демократия" с голой грудью б. члена ЦК Б.Ельцына на руинах Кремля (а-ля "28 июля 1830 года" Делакруа. - Париж, Лувр), а "стройные ряды" кремлевских башен в полной исторической целости и квази-демократической сохранности, но … лежащие на боку ! – Кремль – на боку!!! Поверженный Кремль!- Могу гарантировать, что никакое, даже самое смелое и профессионально-изощренное человеческое воображение не способно было бы породить саму идею такого, - бесконечной семантической глубины и наглядности, - образа-символа той эпохи.

Хочу подчеркнуть, что в системе ДСТЧ верх и низ у всех пифограмм фиксирован и никакие самопроизвольные вращения и повороты просто невозможны. Так что именно Теория Времени Велимира Хлебникова, реализованная компьютером, сама "придумала" и нарисовала кремлевские башни и положила их набок! – Причем, исключительно с помощью двоек и троек и без какого бы то ни было, даже неконтролируемого, вмешательства человека.

Рис. 4 "… храмы времени, вытесанные из мертвого моря" или
поверженные символы-идолы с характерной партийной "татуировкой".

 

Хpамы, "башни Сюмбеки", шпили, готика, колокольни, шеpенги "идолов" с остpова Пасхи, культовые шрифты марсксистко-ленинских партийный изданий и т.д., и т.п., легко пpосматpивающиеся на pис. 4, - все это тоже некая ККГ-символика, но символика уже следующего, высшего поpядка, и эзотеpический смысл ее еще пpедстоит усмотpеть, интуитивно к нему пpикоснуться и, возможно, когда-нибудь художественно "pасшифpовать" ...

И все это притом, что … ничего, кроме натуральных чисел, представимых суммами двоек и троек, на рис. 4 просто нет! – Воистину, "это полотно, где одна только краска – число".

 

"И понял вдруг: нет времени.
На крыльях поднят как орел, я видел
сразу, что было и что будет,
Пружины троек видел я и двоек
В железном чучеле миров,
Упругий говор чисел.
И стало ясно мне
Что будет позже
".

КОГНИТИВНАЯ ХРОНОДИНАМИКА

ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. ВЕК ХХ.

А дальше бесстрастный компьютер просто продемонстрировал ККГ-мультфильм, порожденный … Теорией Времени Велимира Хлебникова. Вот некоторые кадры из этого документального компьютерного фильма, отражающие основные этапы истории СССР.

КАДР 1. Период 1917-2025 (по Хлебникову).

Рис. 5. Бастилия мраксизма … с узкой щелью в Светлое Будущее.

Для того, чтобы увидеть и понять эзотерический смысл этой пифограммы, достаточно посмотреть на хорошо известный художественный рисунок 5а фольклорной амбивалентности, когда один и тот же объект "содержит" два различных образа: здесь – печальную старуху и молодую кокетку. Другими словами, - полифония смыслов на уровне образов в духе "внутреннего склонения слов", по Хлебникову.

Рис. 5а. Печальный портрет Времени в зеркале нашей памяти.

Если теперь, возвращаясь к рис.5, медленно переводить взгляд слева-направо по верхнему краю пифограммы, то мы увидим всем нам, - на генетическом уровне, - знакомый гранитный фасад исторического здания на Лубянке. А если, пристально "сверля" взглядом, проделать ту же операцию по нижнему краю "фотографии", то неожиданно проникаешь … за гранитный фасад этого здания. Правдоподобнее, конечно, будет сказать – попадаешь внутрь здания, поскольку проникнуть за его фасад без спец-"приглашения" - весьма проблематично, а вот от "попасть" ТУДА пока еще никто не застрахован …

Для особо любознательных зрителей замечу: слишком глубокое погружение взгляда внутрь здания "опасно для Вашего здоровья", поскольку его фасад "закрывается автоматически" и без предупреждения. Проверяется экспериментально.

Что касается самого феномена появления узкой щели в "Светлое Будущее" на пифограмматическом фоне этого "Темного Царства", то получить адекватную математическую интерпретацию самой "щели" пока не удалось.

КАДР 2. Период 1917-2438 (по Хлебникову).

Рис. 6. Интерьер "в крупную клетку" Дома Свиданий министерства Любви …
к "Старшему Брату" эпохи полной победы … (почти Оруэл, "1984").

Не нужно быть большим любителем, например, американских полицейских сериалов, чтобы за неказистой внешней формой этой пифограммы увидеть внутреннее содержание любого пенитенциария (тюрьмы особо строгого режима) , насквозь открытого не столько для всех ветров, сколько для всех неусыпно бдящих и надзирающих …

 

КАДР 3. Период 1937-2007 (по Хлебникову).

Рис. 7. Победитель Всесоюзного конкурса "Архитектура-37":
гибрид лубянки с коммуналкой ("Ах, эти глаза напротив …").

ПредЗемШара Велимир Хлебников: "Похожий на кости без мышц, чернея пустотой ячеек …, в каждом городе стоял наполовину заполненный железный остов, ожидавший стеклянных жителей, <и>, не все ли равно сурово наказанному, … суд или быт бросил его, как военного пленника, в темный подвал, отрезанный от всего мира?"

 

КАДР 4. Период 1956-2001 (согласно status quo на сегодняшний день).

Рис. 8. Day and Night (1930). M.C. Escher (1898-1972).
Когнитивный образ необратимых последствий генетической несовместимости.

 

Рис. 8а. From Day to Night. Стая на стаю (Термоядерный вариант).
Когнитивный образ необратимых последствий идеологической несовместимости.

ПредЗемШара Велимир Хлебников: "… я думал: потоп и гибель Атлантиды была или будет? Скорее я склонен был думать – будет. Я был на мостике и задумался…"

 

- Слишком свежи воспоминания о недавнем "вербально-терминологическом" противостоянии двух ядерных сверх-держав и слишком туманны перспективы построения очередного "Светлого Будущего" в отдельно взятой стране, чтобы развивать эту апокалиптическую тему.

 

КАДР 5. Период 1917-2007 (по Хлебникову).

Рис. 9. "Если в известном сказании <Китеж-град> потонул в глухом лесном озере,
то здесь из каждого пятна времени, из каждого озера времени выступал …
многочлен троек с башнями и колокольнями, какой-то Читеж-град".

- Если древне-славянский "Китеж-град" потонул, сохранив, как ему и полагается по законам гравитации Исаака Ньютона свое изначально-вертикальное положение, то коммунистический "Читеж-град" после потопления принял, согласно Закону Времени Велимира Хлебникова, довольно-таки нетрадиционную горизонтальную ориентацию.

О деталях этого неординарного события и его когнитивной интерпретации см. выше.

КАДР 6. Период 2000-20?? (по Хлебникову).

Рис.10. Озимь под первоснегом …
Ужель надежды луч опять
сулит России Воскрешенье?

ПредЗемШара Велимир Хлебников: "… и думал: сказки – память старца или … детское ясновидение?"

КАДР 7. Период 2000-2004 (по Хлебникову).

Рис. 11. Штормовое море. Осенняя путина …
Дай Бог, чтоб хоть на этот раз
путина стала более удачной
для серостью вождей
вконец истерзанной России … !?

"Имеющий душу, да услышит …"

 

ДРУГИЕ ТЕОРЕТИКО-ВРЕМЕННЫЕ ПРОВИДЕНИЯ

ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА.

1. "СВОЯСИ": Блестящим успехом было <мое> предсказание, сделанное на несколько лет раньше <в 1912 году>, о крушении государства в 1917 году. Конечно, этого мало, чтобы обратить на <него> внимание ученого мира.

2. Личное. Как-то, в начале 1922 года записал: "Все поэты в России умирают в 37 лет. Мне 37 лет." – Рожденный 28 октября 1885 года, он умер совершенно неожиданно тридцати семи лет от роду 28 июня 1922 года.

А за 8 лет до смерти (5 августа 1914 года) как бы добавил: "Заботясь о смягчении нравов, я многое не успел сделать."

3. Предсказал, с точностью до профессионально-технических деталей, появление современных мульти-медийных компьютерных и ТВ-технологий, виртуальной реальности и даже всемирной "паутины" Интернета.

Всего несколько цитат из его "Радио Будущего".

"Радио будущего – главное дерево сознания – откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество. Научная новость, землетрясение, пожар, крушение в течение суток будут напечатаны на книгах Радио… Из уст железной трубы громко несутся новости дня, дела власти, вести о погоде, вести из бурной жизни столиц. Если раньше Радио было мировым слухом, теперь оно глаза, для которых нет расстояния. Подойдем ближе … Гордые небоскребы, тонущие в облаках, игра в шахматы двух людей, находящихся на противоположных точках земного шара, оживленная беседа человека в Америке с человеком в Европе … Радио разослало по своим приборам цветные тени, чтобы сделать всю страну и каждую деревню причастницей выставки художественных холстов далекой столицы… Мусоргский будущего дает всенародный вечер своего творчества, опираясь на приборы Радио в пространном помещении от Владивостока до Балтики, под голубыми стенами неба …, научились передавать вкусовые ощущения…, даже запахи будут в будущем покорны воле Радио…, врачи лечат внушением на расстоянии по проволоке…, в руки Радио переходит постановка народного образования... <Весь мир> будет покрыт станами Радио.

Так Радио скует непрерывные звенья мировой души и сольет человечество…"

– А это уже даже не про сегодняшний Интернет, а про "всемирную <интеллектуальную и нравственную> паутину" наступающего XXI века, когда "в этом потоке молнийных птиц дух будет преобладать над силой, добрый совет над угрозой."

И все это было им пред-увидено … осенью 1921.

4. Мое последующее, более детальное знакомство с Теорией Времени В.Хлебникова позволяет мне, как математику, сделать следующее "официальное заявление" по поводу еще одного уникального провидения Велимира Хлебникова, перебрасывающего мост между его Теорией Времени и современной наукой.

Около тридцати лет тому назад сегодня знаменитый американский ученый Джон Конвей изобрел гениальную компьютерную игру "Жизнь", которая послужила в дальнейшем основанием для развития современной теории так называемых клеточных автоматов.

Один из создателей этой теории Стефен Вольфрам (автор знаменитой компьютерной "Математики") в своей новой книге (выйдет в сентябре этого года) под интригующим названием "A New Kind of Science" ("Новый тип науки") описывает ряд своих "драматических открытий", сделанных с помощью простых компьютерных программ, в основе которых лежит идея клеточных автоматов, показывает, как простейшие компьютерные программы способны порождать "клеточные" системы, сравнимые по своей сложности с универсумом, как такие "клеточные" системы позволяют моделировать фундаментальные концепции физики, биологии, социологии, философии и т.д., как они способствуют рождению "новой научной интуиции", новому пониманию фундаментальных проблем бытия и открывают путь к "новой науке".

Не напоминает ли сама методология этого пути к "новой науке" некоторые фундаментальные концепции Хлебникова, связанные с его теорией словотворчества и "нового отношения к времени" ?

В этой связи уместно подчеркнуть, что и сама ККГ-система ДСТЧ представляет собой универсальный генератор клеточных автоматов, основанных на фундаментальных свойствах натуральных чисел, т.е. представляет собой одну из отнюдь не второстепенных "тропинок" на этом пути к "новой науке".

Более того, с точки зрения современной теории алгоритмов, авторское (словесное) описание Теории Времени Велимира Хлебникова (см. его "Математическое понимание истории", 1920 г.) тождественно совпадает с алгоритмической структурой ККГ-системы ДСТЧ (1985 г.), первоначально созданной и предназначенной исключительно для исследования фундаментальных проблем классической Теории Натуральных Чисел с помощью мульти-медийной технологии когнитивной цвето-музыкальной визуализации высших научных абстракций; технологии, реализующей идущую от Пифагора идею о высшей гаpмонии Науки и Искусства, Числа и Музыки, Обpаза и Мысли, пpебывающего во Вpемени и вне Его...

В этой связи остается только напомнить, что "Натуральные числа создал Господь Бог, а все остальное – дело рук человеческих" (Л.Кронекер) и что "Числа правят Миром" (Пифагор).

Одним словом,

Если бы Велимир Хлебников имел компьютер !? …

- Может быть, и Россия в 1917 пошла бы другим путем?!

 

БЛАГОДАРНОСТИ. – В заключение, хотел бы еще раз подчеркнуть, что единоличным автором идеи когнитивной визуализации Теории Времени Велимира Хлебникова, без сомнения, является Наталья Н.Перцова, и выразить ей мою искреннюю благодарность за настойчивость в реализации этой идеи, за предоставление литературных материалов и незабываемые беседы о творчестве Велимира Хлебникова. Хочу также искренне поблагодарить замечательную российскую писательницу Зою Журавлеву и журналистку Вику Фомину, чьи профессиональный интерес к теме и ненавязчивая дружеская поддержка помогли автору преодолеть узко-профессиональную "косность" своего математического мышления и сделать изложенное выше достоянием широкой и уважаемой публики.

 

==================================================================

АДРЕС ДЛЯ ПЕРЕПИСКИ: Зенкин Александp Александpович,
Доктор физико-математических наук,
ведущий научный сотрудник Вычислительного Центра РАН.

тел.: 337.2168 ; e-mail: alexzen@com2com.ru
WEB-Homepage: http://www.com2com.ru/alexzen

==================================================================